+7 (4862) 33-22-27
Наш адрес: г. Орел, ул.Бурова, 12
 
 
 
 
 
 

Страничка психолога

Самооценка ребенка

Что такое самооценка?

     Это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию.

     Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: "Ты уже большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!" Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе; это потом, в школьном возрасте, он научиться оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или Неудача.

Как проявляется уровень самооценки в поведении?

     Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

     Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это общение со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается.

     При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: "Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.

     Это, конечно, очень краткие описания. Но, может быть, кто-то из вас, дорогие родители, узнали своего ребенка?


Хотите проверить, какая самооценка у вашего малыша? Это легко сделать с помощью теста "Лесенка". Его используют с 3-х лет.

     Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т. д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке - чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, поэтому можно его об этом переспросить. А теперь спросите, на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.

  • Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.
  • Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная).
      Но для детей -дошколят завышенной считается самооценка, если малыш постоянно  ставит себя на 10-ю ступеньку.

     Что же делать, если самооценка Вашего ребенка неадекватна (сильно завышена или занижена)? Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи - все это оказывает влияние на отношение малыша к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.

     Советы родителям,заинтересованным в формировании адекватной самооценки
  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще не дорос.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Если малыш давно умеет сам есть ложкой, не нужно каждый раз за это хвалить, но если у него получилось поесть аккуратно, не размазав кашу по всему столу, обязательно отметьте это достижение.
  • Поощряйте в ребенке инициативу.
  • Не забывайте, что ребенок внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: "У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки" / "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!"
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).
  • Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!

Игры, которые помогут Вам лучше узнать своего ребенка
 сформировать и поддержать у него адекватную самооценку
"Имя"
Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.

"Проигрывание ситуаций"
Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:
--Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться.
--Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату), как ты  поделишь их? Почему?
--Ребята из твоей группы в д/с играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффектные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)

"Жмурки"
Не удивляйтесь, эта старая, всем известная игра очень полезна: она поможет Вашему ребенку почувствовать себя в роли лидера, что может, в случае успеха, значительно воздействовать на самооценку. Можно играть в классические "Жмурки" (с завязанными глазами "жмурка" ищет детей по голосу и отгадывает на ощупь, кто это); можно дать в руки детям колокольчик и т.д.

"Зеркало"
В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрит в "зеркало", которое повторяет все его движения, жесты, мимику. "Зеркалом" может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, "Зеркало" должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.

Можно поиграть и в "Прятки", и в "Магазин", и просто надувать шары, кто быстрее. Главное, чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать.





Бывает порой,

Грущу иногда,

Но есть человек,

Что поможет всегда.

Он со мной поговорит,

Все сомненья разрешит.

По секрету вам скажу:

Я с психологм дружу.

Во многих детских садах сейчас работают психологи. Не нужно пугаться, если психолог назначает вам встречу для беседы о вашем ребёнке. И ни в коем случае не следует отождествлять этого специалиста с психиатром или невропатологом и консультироваться у него по поводу приёма лекарственных средств. Чтобы не следовать не профессиональным советам и не путать, что входит в компетенцию того или иного специалиста, следует ознакомиться со следующей информацией.

Психиатр — врач в области профилактики, диагностики и лечения психических расстройств. Он назначает лекарства и лечит с помощью различных видов психотерапии.

Психотерапевт — специалист с высшим медицинским образованием и подготовкой в области психотерапии. В большинстве западных стран для работы психотерапевтом медицинское образование не обязательно. Им может быть человек и с высшим гуманитарным образованием, который прошёл специальное обучение в области психотерапии, включающее более сотни часов работы с клиентами под руководством супервизора — более опытного наставника.

Психоаналитик — специалист, владеющий методами психоанализа. Обучение этой профессии — процесс длительный: последипломная психоаналитическая подготовка занимает не менее восьми лет + несколько лет на процесс собственного психоанализа. В России таких специалистов пока ещё очень мало.

Психолог—консультант — специалист с высшим психологическим образованием, владеющий одним или несколькими психотерапевтическими методами. Уточнение «консультант» даёт возможность заниматься психотерапевтической практикой психологам без медицинского образования.

Психолог — выпускник психологического факультета ВУЗа, имеющий специализацию в одной из отраслей психологии — социальной, возрастной, клинической, специальной, нейропсихологии... Как правило, работает в компаниях, фирмах, школах и детских садах, больницах и т.п.

Вся психологическая работа в дошкольном учреждении строится по следующим направлениям:

  • Психологическое просвещение  - повышение психологической культуры педагогов и родителей, осуществляемое в форме родительских собраний, лекций, бесед, размещения информации  на стендах.
  • Психологическая профилактика - целенаправленная систематическая совместная работа психолога и педагогов по предупреждению возможных социально-психологических проблем, по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата.
  • Психологическая диагностика - психолого-педагогическое изучение индивидульных особенностей интеллектуального и эмоционально-личностного развития детей. Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов, родителей.
  • Психологическая коррекция - систематическая целенаправленная работа психолога с детьми, осуществляемая в форме индивидуальных и групповых занятий по коррекции и развитию, а также в форме психологических тренингов, разработанных для детей, имеющих сходные поведенческие проблемы.
  • Психологическое консультирование - оказание конкретной помощи обратившимся взрослым в решении возникающих психологических проблем детей.

В нашем детском саду работает педагог-психолог — Перелыгина Ирина Алексеевна. Она располагает информацией, касающейся в основном не физического, а психического состояния ребёнка. И приглашает вас на беседу для того, чтобы поделиться этой информацией.

Если у вас появилась проблема и вы готовы её сформулировать, она постарается помочь вам выяснить причины её возникновения. С помощью надёжных и апробированных методик, тестов и опросников выработает для Вас рекомендации, следование которым поможет скорректировать нежелательные проявления в поведении вашего ребёнка. Психолог также поможет подобрать литературу о развитии детей, игры и пособия, необходимые для дошкольников.

Версия для слабовидящих
       
Сведения об образовательном учреждении
       
Здоровье
       
Наши достижения
       
Информация для родителей